Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

с организацией

I. Общие положения

         1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях формирования единообразной практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего.

         2. Контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:

         в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы;

         в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

3. Методические рекомендации ориентированы на следующих лиц:

1) гражданин - бывший государственный (муниципальный) служащий (далее также - гражданин)[1];

2) бывший представитель нанимателя (работодателя) - государственный орган, орган местного самоуправления, в котором гражданин замещал должность государственной (муниципальной) службы (далее также - государственный (муниципальный) орган);

3) новый работодатель - организация (коммерческая или некоммерческая, в том числе государственная корпорация, компания или публично-правовая компания), с которой гражданин планирует заключить, заключает или заключил трудовой или гражданско-правовой договор (далее также - организация).

II. Условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов

         4. Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), являются:

         1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации[2].

         Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ № 925) предусмотрены следующие должности, замещение которых влечет ограничения после увольнения с государственной (муниципальной) службы:

  должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (далее - Указ № 557);

  должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом № 557.

Пунктом 4 Указа № 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы при увольнении в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией[3], в которую он трудоустраивается.

Соответственно если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

         Период, в течение которого действуют установленные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчиваются через два года.

В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

         4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

         5. Ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

  6. Не требуется дача согласия комиссии в следующих ситуациях:

         - гражданин избирается или назначается на государственную (муниципальную) должность; переходит на государственную (муниципальную) службу в другой государственный (муниципальный) орган; поступает на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган; поступает на работу в государственное (муниципальное) казенное учреждение;

         - гражданин не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления организацией.

III. Порядок направления гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обращения о даче согласия на трудоустройство

         7. Для федеральных государственных служащих соответствующий порядок обращения регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее - Положение о комиссиях, Указ № 821).

Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (согласно пункту 8 Указа № 821 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов и руководствоваться Указом № 821 при разработке названных положений).

8. В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы (далее - обращение).

  9. Обращение подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично в государственный (муниципальный) орган.

  10. В обращении указываются следующие сведения:

  1) фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства;

  2) замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной (муниципальной) службы;

  3) наименование коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать полное наименование организации согласно учредительным документам;

  4) местонахождение коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать юридический адрес и адрес фактического места нахождения организации;

  5) характер деятельности коммерческой (некоммерческой) организации. Основную деятельность организации рекомендуется указывать согласно учредительным документам;

  6) должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной (муниципальной) службы. Указываются обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

  7) функции по государственному, муниципальному (административному) управлению в отношении коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется подробно указывать, в чем заключались данные функции, а также уточнить при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным (муниципальным) служащим решения.Функции по государственному, муниципальному (административному) управлению должны осуществляться в отношении конкретной организации, в которую трудоустраивается бывший государственный (муниципальный) служащий.

  8) вид договора (трудовой или гражданско-правовой);

  9) предполагаемый срок действия договора (срочный либо заключенный на неопределенный срок). При заключении срочного договора указывается срок его действия, при заключении договора на неопределенный срок - дата начала его действия;

  10) сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) (предполагаемая сумма в рублях в течение месяца);

  11) информация о намерении лично присутствовать на заседании комиссии (пункт 19 Положения о комиссиях).

         11. За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также государственный (муниципальный) служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.

IV. Порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство

12. Первоначальное рассмотрение обращения осуществляется в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

13. При подготовке мотивированного заключения в соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях должностные лица кадрового подразделения государственного (муниципального) органа имеют право проводить собеседование с государственным (муниципальным) служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

14. Согласно вышеназванному пункту Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

15. При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно данной организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должности и т.д.), предполагаемом круге обязанностей.

16. Направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации может быть организовано, например, в случае возникновения сомнений в достоверности информации содержащейся в обращении.

17. В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

18. В мотивированном заключении по итогам анализа содержащейся в обращении информации, а также иных сведений, полученных от гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, рекомендуется сделать вывод о возможности или невозможности дать согласие гражданину на трудоустройство с обоснованием причин такого вывода.

19. В ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, ранее осуществлявшиеся гражданином, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, необоснованных выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Например, решения:

- о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ;

- о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

- о регистрации имущества и сделок с ним;

- о проведении государственной экспертизы и выдаче заключений;

- о подготовке и принятии решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

- об осуществлении государственного надзора и (или) контроля;

- о привлечении к ответственности;

б) установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно, и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, при соответствующем сопоставлении деятельности гражданина на государственной (муниципальной) службе с предстоящей работой в коммерческой (некоммерческой) организации необходимо исключить возможность трудоустройства гражданина в коммерческую (некоммерческую) организацию в качестве одной из мер вознаграждения за услуги, которые были оказаны им при замещении должности государственной (муниципальной) службы. Следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, сумму оплаты за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты за работы (услуги), явно отличающийся от среднеустановленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

20. В случае, если гражданин по последнему месту службы помимо последней должности государственной (муниципальной) службы замещал иные должности государственной (муниципальной) службы, находящиеся в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных (муниципальных) органов, его обращение рекомендуется рассмотреть, исходя из анализа деятельности по данным должностям на предмет осуществления отдельных функций по государственному, муниципальному (административному) управлению коммерческой (некоммерческой) организацией.

21. В случае, если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения может быть сделан вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии. Об изложенном рекомендуется проинформировать гражданина.

22. В соответствии с пунктом 18 Положения о комиссиях председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного (муниципального) органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного (муниципального) органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 Положения о комиссиях (государственные (муниципальные) служащие, замещающие должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель обратившегося гражданина), принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

23. Под информацией, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в рассматриваемом случае понимается:

  1) наличие соответствующего обращения гражданина;

  2) мотивированное заключение подразделения кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, подготовленное на основании проведенной проверки (в случае если проверка проводилась) в соответствии с требованиями Положения о комиссиях, в котором содержатся выводы:

  - о наличии отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления коммерческой (некоммерческой) организацией, входивших в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего;

  - о возможности или невозможности дачи гражданину согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией.

24. С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина до заседания комиссии. Рекомендуется установить срок ознакомления за 1-2 дня до планируемого заседания комиссии.

 

V. Направление обращения в случае упразднения государственного (муниципального) органа, в котором гражданин замещал должность

25. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176 «О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений» федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения могут быть ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

26. При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

27. Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

28. В этой связи в период работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа гражданину рекомендуется представлять обращение о даче согласия в установленном порядке в упраздняемый государственный (муниципальный) орган.

29. После завершения работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником упраздненного государственного (муниципально) органа.

30. В случае если функции упраздненного государственного (муниципального) органа распределены между несколькими правопреемниками (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный (муниципальный) орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным (муниципальным) служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной (муниципальной) службы.

Органам, являющимся правопреемниками упраздненных или ликвидированных организаций, в случае ошибочного поступления обращения гражданина о даче согласия либо уведомления организации о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, рекомендуется направлять названные документы в надлежащий орган.

31. В случае, если ликвидация осуществляется без правопреемства заявление следует направлять в орган, которому переданы функции государственного, муниципального (административного) управления в соответствующей сфере.

32. При рассмотрении комиссией обращения гражданина анализируются, в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте (должностной инструкции) государственного (муниципального) служащего.

33. Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) должностной регламент является одним из существенных условий служебного контракта.

34. В соответствии с частью 8 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗодин экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему (далее - гражданский служащий), другой хранится в его личном деле.

35. Частью 6 статьи 36 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы личное дело гражданского служащего в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

36. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации
от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» личные дела работников, в том числе государственных (муниципальных) служащих, относятся к типовым управленческим архивным документам, а срок их хранения составляет 75 лет.

37. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) указанные личные дела включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации.

38. В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона № 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

39. В этой связи при поступлении в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником другого государственного (муниципального) органа, соответствующего обращения гражданина необходимые материалы для анализа могут быть получены в соответствующем федеральном архиве.

VI. Рассмотрение обращения на заседании комиссии

40. На основании пункта 19 Положения о комиссиях заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданина.

41. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии гражданин указывает в обращении.

42. Согласно пункту 19.1 Положения о комиссии заседания комиссии могут проводиться в отсутствие гражданина в случае:

  а) если в обращении не содержится указания о намерении гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

  б) если гражданин, намеревающийся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился на заседание комиссии.

43. В соответствии с пунктом 20 Положения о комиссии на заседании заслушиваются пояснения гражданина (с его согласия), иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

44. В части 1.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ содержится обязанность комиссии рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

45. Указанные сроки начинают действовать с момента поступления обращения на рассмотрение в комиссию. При этом предшествовавшие такому обращению процедуры проводятся в указанные выше сроки, регламентированные Положением о комиссиях.

46. Согласно пункту 24 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает одно из следующих решений:

         а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

         б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ. Представляется целесообразным давать такой отказ в письменном виде и мотивировать его не только доводами, изложенными в подготовленном ранее мотивированном заключении, но и новыми сведениями (при их наличии), полученными в ходе заседания комиссии (вновь открывшиеся обстоятельства, мнения членов комиссии и т.д.).

47. В соответствии с пунктом 37.1 Положения о комиссиях выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину, в отношении которого рассматривался вопрос о даче согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с коммерческой (некоммерческой) организацией, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

48. Принимая во внимание, что данными правоотношениями затрагивается предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации право гражданина на свободный труд, решение комиссии в полном объеме, включая соответствующий протокол заседания комиссии в части, затрагивающей вопросы дачи ему согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией предоставляется гражданину по его требованию.

         49. Согласно пункту 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер.

50. Вместе с тем, если гражданин не согласен с решением комиссии, он вправе обратиться в комиссию с просьбой о пересмотре этого решения.

Если гражданин полагает, что решение комиссии нарушает его права и законные интересы, он вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд за их защитой.

51. Согласно пункту 36 Положения о комиссиях в случае установления комиссией факта совершения государственным (муниципальным) служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости – немедленно.

VII. Обязанность гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего сообщать работодателю о замещении им должности в государственном (муниципальном) органе

52. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

         53. Обозначенная обязанность распространяется на всех граждан, замещавших должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, независимо от того, входили или не входили в должностные (служебные) обязанности гражданина в период прохождения им государственной (муниципальной) службы функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.

54. При этом, в случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац шестой части 1 статьи 84 ТК РФ).

55. При наличии у организации, в которую трудоустраивается гражданин, замещавший ранее (в течение двух лет) должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, сведений об осуществлении им функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией рекомендуется трудовой договор с указанным гражданином не заключать до получения положительного решения комиссии.

Указанные рекомендации применяются также при намерении организации заключить с гражданином гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей.

VIII. Последствия нарушения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обязанности сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы

  56. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной (муниципальной) службы требования сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с коммерческой (некоммерческой) организацией.

  57. В целях исключения необходимости расторжения трудового (гражданско-правового) договора работодателю рекомендуется при приеме на работу гражданина убедиться, что при прохождении им государственной (муниципальной) службы он не замещал должности, включенные в установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень, не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

IX. Обязанность работодателя сообщать о заключении с гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора

  58. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  59. Данное обязательство также предусмотрено статьей 64.1 ТК РФ.

  60. Таким образом, в случае, если на работу устраивается гражданин - бывший государственный (муниципальный) служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

  1) Выяснить у бывшего государственного (муниципального) служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием для сообщения представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

  Нормативные правовые акты, утверждающие соответствующие перечни должностей указаны в подпункте 1 пункта 4 настоящих Методических рекомендаций.

  Ознакомиться работодателю с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший государственный (муниципальный) служащий проходил государственную (муниципальную) службу.

  Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

  2) Важным критерием является также дата увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

  Если после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло:

  - менее двух лет - требуется сообщить о заключении трудового (гражданско-правового) договора в государственный (муниципальный) орган по последнему месту службы гражданина в десятидневный срок;

  - более двух лет - сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора не требуется.

  61. Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 (далее - Правила).

  62. Согласно пункту 3 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

  63. В соответствии с пунктом 5 Правил в сообщении, направляемом коммерческой (некоммерческой) организацией - работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

  а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. В случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;

  б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

  в) должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;

  г) наименование организации. Полное, а также сокращенное (при наличии).

  64. В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду с вышеперечисленными сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

  а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

  б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия;

  в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

  г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы.

  65. В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 Правил, также указываются следующие данные:

  а) дата и номер гражданско-правового договора;

  б) срок гражданско-правового договора. Сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

  в) предмет гражданско-правового договора. С кратким описанием работы (услуги) и ее результата;

  г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору. В рублях в течение месяца.

66. Сообщение направляется по последнему месту службы гражданина в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора.

При этом на практике встречаются случаи, при которых работодатель и последнее место службы являются различными. Такая ситуация возможна, например, в отношении руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства (решение о назначении на должность принимается федеральным министром а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы, федеральной агентства).

В таких случаях сообщение о заключении с гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора рекомендуется направлять как в адрес лица, заключившего с ним служебный контракт, так и в организацию, приявшую решение о назначении его на должность.

67. Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения. Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем рассматриваемого обязательства в установленный срок, направлять такое сообщение необходимо таким способом, чтобы у работодателя имелось подтверждение направления данного сообщения: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно в государственный (муниципальный) орган.

        

X. Обязанность уведомления государственного (муниципального) органа при трудоустройстве гражданина в коммерческие (некоммерческие) организации по совместительству

68. Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

69. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

70. Учитывая, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового (гражданско-правового) договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, возможность возникновения которой не связана со статусом выполняемых работ (основная работа или работа по совместительству), заключение трудового договора о работе по совместительству с таким гражданином также влечет за собой необходимость направления работодателем соответствующего уведомления представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы.

71. В соответствии с Правилами при заключении трудового договора с гражданином, в том числе о работе по совместительству, в уведомлении, направляемом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина, должны содержаться, в том числе наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, структурного подразделения организации, сведения о должностных обязанностях, исполняемых по должности, занимаемой гражданином (основные направления поручаемой работы).

72. В этой связи заключение с гражданином помимо трудового договора по основному месту работы трудовых договоров о работе по совместительству, учитывая, что наименования замещаемых должностей и должностные обязанности по ним могут различаться, влечет за собой необходимость направления работодателем уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в отношении каждого заключенного договора.

73. Таким образом, ситуация, когда работодатель уведомил в установленном порядке о заключении трудового договора по основному месту работы с бывшим государственным (муниципальным) служащим в течение двух лет с момента его увольнения с государственной (муниципальной) службы, если замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень, но не уведомил о заключении с ним трудового договора о работе по совместительству, является нарушением статьи 12 Федерального закона       № 273-ФЗ.

XI. Ответственность работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим гражданским (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора

  74. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  75. Такая ответственность предусмотрена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях                 (далее - КоАП РФ) «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего».

  76. Согласно указанной статье КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от № 273-ФЗ, -

  влечет наложение административного штрафа:

  - на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

  - на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

  - на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  77. Согласно Обзору судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в нарушении требований части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

  78. Данные нарушения могут, в том числе, состоять:

  1) в не направлении сообщения работодателем о заключении трудового договора (гражданско-правового) договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы;

2) в нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового договора (гражданско-правового) договора, установленного нормативными правовыми актами для направления сообщения о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы.

Ответственность по статье 19.29 КоАП РФ по основаниям не получения согласия комиссии наступает, когда работодателю было достоверно известно о необходимости получения гражданином такого согласия, в частности организации было известно об осуществлении функций государственного, муниципального (административного) управления в ее отношении данным гражданином в период замещения должности государственной (муниципальной) службы, однако трудовой (гражданско-правовой) договор был заключен без соблюдения данного порядка.

Отсутствие у работодателя сведений (в случае, если они не сообщались при трудоустройстве работником, трудовая книжка не предъявлялась) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.

79. В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства наступает по истечении 6 лет со дня его совершения.

80. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента истечения 10-дневного срока, установленного для направления уведомления о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.

81. Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

82. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, рассматривают судьи судов общей юрисдикции.

XII. Рассмотрение сообщения работодателя

83. Согласно пункту 17.3 Положения о комиссиях поступившее в государственный (муниципальный) орган уведомление коммерческой (некоммерческой) организации о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, требований статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

  84. По итогам подготовки мотивированного заключения подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений принимается обоснованное решение о вынесении либо не вынесении вопроса о рассмотрении уведомления на заседание комиссии.

  85. В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в государственный (муниципальный) орган уведомление при следующих условиях:

  1) указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией;

  2) вопрос о даче согласия гражданину на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации комиссией не рассматривался.

  86. Если ранее вопрос о даче согласия гражданину рассматривался и такое согласие комиссией было дано, то рассмотрение уведомления не выносится на заседание комиссии. При этом подразделению кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проинформировать об изложенном нового работодателя.

  87. Уведомление работодателя рассматривается в том же порядке, что и обращение гражданина на основании пункта 17.5 Положения о комиссиях.

88. На основании пункта 26.1 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:

  а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

  б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой (некоммерческой) организации и (или) выполнение в коммерческой (некоммерческой) организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного (муниципального) органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

  89. Отсутствие у гражданина согласия комиссии для работодателя не может являться основанием для не заключения с таким гражданином трудового или гражданско-правового договора только в том случае, если работодателю достоверно не известно, что наличие такого согласия является обязательным условием заключения трудового договора с данным конкретным гражданином.

  90. При этом наличие такого согласия не освобождает от обязанности уведомления государственного (муниципального) органа о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином не позднее 10 дней после его заключения.

91. Учитывая необходимость ориентировать и мотивировать коммерческие (некоммерческие) организации к соблюдению антикоррупционных требований, государственным (муниципальным) органам рекомендуется по результатам рассмотрения уведомления работодателя о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора во всех случаях (в том числе, когда дача согласия комиссии не требуется либо согласие гражданину дано) информировать об этом уведомившую коммерческую (некоммерческую) организацию в 7-дневный срок (пункт 33 Положения о комиссиях).

92. При отсутствии в государственном (муниципальном) органе в течение 6 месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего рекомендуется соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры по месту нахождения органа.

XIII. Осуществление проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений

         93. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         94. Предусмотренное статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничение на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг гражданином относится к запретам, связанным с государственной (муниципальной) службой, установленным в целях противодействия коррупции. Указанное антикоррупционное ограничение распространяется на гражданина исключительно в связи с замещением им должности государственной (муниципальной) службы.

  95. Полномочия по осуществлению проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной (муниципальной) службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, возложены на подразделения государственных (муниципальных) органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (подпункт «ж» пункта 6 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и подпункт «з» пункта 7 Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»).

  96. В случае получения в ходе проверки объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, государственному (муниципальному) органу необходимо информировать об этом прокуратуру, на которую в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возложено осуществление надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 


[1] Настоящие Методические рекомендации не распространяются на граждан, вопросы о даче согласия на трудоустройство которых подлежат рассмотрению на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в связи с замещением ими ранее должностей федеральной государственной службы указанных в подпункте «а» пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233.

[2] В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ для целей данного Федерального закона используется понятие нормативные правовые акты Российской Федерации, к которым относятся:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты.

[3] В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ для целей данного Федерального закона функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Методические рекомендации по организации служебных проверок на муниципальной службе

Методические рекомендации по организации служебных проверок на муниципальной службе. Скачать (формат - .doc)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам организации механизма проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Раздел 1.

Алгоритм проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

1. Поступление в письменном виде в установленном порядке в орган местного самоуправления или его уполномоченному лицу информации, являющейся основанием для проведения проверкидостоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами припоступлении на муниципальную службу, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также – проверка).

2. Принятие главой муниципального образования или иным уполномоченным лицом решения о проведении проверки в отношении гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы(далее – гражданин), или муниципального служащего. Оформляется решение в письменной форме.

3. Направления указанного решения в структурное подразделение органа местного самоуправления либо специалисту, к функциям которых отнесена кадровая работа в органе местного самоуправления (далее – кадровая служба) для непосредственного проведения проверки.

4. Уведомление руководителем кадровой службы (специалистом) муниципального служащего о проведении в отношении него проверки, разъяснение ему,какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке.

5. Принятие решения о необходимости отстранения муниципального от исполнения должностных обязанностей на период проведения проверки.

6. Осуществление кадровой службой проверочных мероприятий.

а)проведение беседы с гражданином или муниципальным служащим;

б) изучение материалов, представленных гражданином или муниципальным служащим;

в) получение от них пояснений по представленным материалам;

г) направление в установленном порядке запросов в государственные органы и организации;

д)подготовка ходатайства Губернатору Ростовской области о направлении запросов в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в кредитные организации либо в налоговые органы;

е)наведение справок у физических лиц и получение от них информации с их согласия;

ж) осуществление анализа сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

7. Подготовка кадровой службой доклада о результатах проверки и направление его руководителю органа местного самоуправления.

8. Направление уведомления о результатах проверки:

а) гражданину или муниципальному служащему, в отношении которых проводилась проверка;

б) правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки.

9. Направление материалов проверки:

а) при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении муниципальным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению – вкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

б)при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, – в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

10. Рассмотрение доклада руководителем органа местного самоуправления или иным уполномоченным им лицом и принятие соответствующегорешения по результатам проверки.

Раздел 2.

Методика проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

1. Настоящей Методикой определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы (далее – граждане) в органе местного самоуправления, на отчетную дату;

муниципальными служащими органа местного самоуправления по состоянию на конец отчетного периода;

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, муниципальными правовыми актами (далее – сведения, представляемые гражданами в соответствии с правовыми актами);

в) соблюдения муниципальными служащими органа местного самоуправления ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными и областными законами (далее – требования к служебному поведению).

2. Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящей Методики, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы, и муниципальных служащих, замещающих любую должность муниципальной службы в органе местного самоуправления.

3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы в органа местного самоуправления, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным соответствующим муниципальным правовым актом, и претендующим на замещение должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, предусмотренной этим перечнем должностей, осуществляется в порядке, установленном настоящей Методикой для проверки сведений, представляемых гражданами всоответствии с правовыми актами.

4. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящей Методики, осуществляется по решению руководителя органа местного самоуправления (главы муниципального образования, председателя представительного органа муниципального образования) либо должностного лица, которому такие полномочия им предоставлены.

Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

5. Структурное подразделение органа местного самоуправления либо специалист, к функциям которых отнесена кадровая работа в органе местного самоуправления (далее – кадровая служба), по решению руководителя органа местного самоуправления либо должностного лица, им уполномоченного, осуществляет проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с правовыми актами;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

6. Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) о представлении гражданином или муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, представляемых им в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящей Методики;

б) о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению.

7. Информация, предусмотренная пунктом 6 настоящей Методики, должна быть предоставлена:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) работниками кадровой службы, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

8. Информация анонимного характера, поступившая любыми способами в орган местного самоуправленияили его должностным лицам, не может служить основанием для проведения проверки.

9. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.

10. Кадровая служба осуществляет проверку самостоятельно.

11. При осуществлении проверки должностные лица кадровой службы (специалист по кадровой работе) вправе:

а) проводить беседу с гражданином или муниципальным служащим;

б) изучать представленные гражданином или муниципальным служащим дополнительные материалы;

в) получать от гражданина или муниципального служащего пояснения по представленным им материалам;

г) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации; иные федеральные органы государственной власти; территориальные органы федеральных органов государственной власти, кроме налоговых органов и органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, государственные органы Ростовской области; государственные органы субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; на предприятия; в учреждения; организации и общественные объединения, кроме кредитных организаций (далее – государственныеорганы и организации), об имеющихся у них сведениях:

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

о соблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению.

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

12. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 11 настоящей Методики, указываются:

а)фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы, учебы) гражданина или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо муниципального служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

г)содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д)срок представления запрашиваемых сведений;

е)фамилия, инициалы и номер телефона муниципального служащего, подготовившего запрос;

ж)другие необходимые сведения.

13. Запросы направляются руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом в государственные органы и организации.

14. Если проверочные мероприятия, проведенные в соответствии с пунктом 11 настоящейМетодики, не позволили получить необходимую информацию, глава муниципального образования обращается к Губернатору Ростовской области с ходатайством о направлении запроса:

а) в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;

б) в кредитные организации;

в)в налоговые органы.

15. В ходатайстве Губернатору Ростовской области о направлении запросов в налоговые органы и органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, помимо сведений, перечисленных в пункте 12 настоящейМетодики, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились.

16. В ходатайстве Губернатору Ростовской области о направлении запроса в соответствующую кредитную организацию помимо сведений, перечисленных в пунктах 12, 15 настоящейМетодики, указывается полное наименование такой кредитной организации.

17. Руководитель органа местного самоуправления, в адрес которого поступил запрос, обязан организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.

18. Орган местного самоуправления и его должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.

19. Руководитель кадровой службы (специалист по кадровой работе) обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме муниципального служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения муниципального служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящей Методикой, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения муниципального служащего, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с муниципальным служащим.

20. По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить муниципального служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

21. Муниципальный служащий вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 16 настоящей Методики; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 19 настоящей Методики.

22. Пояснения, указанные в пункте 21 настоящей Методики, также приобщаются к материалам проверки.

23. На период проведения проверки муниципальный служащий может быть отстранен от замещаемой должности муниципальной службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

24. Руководитель кадровой службы (специалист по кадровой работе) представляет руководителю органа местного самоуправления, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

в) об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

25. Сведения о результатах проверки с письменного согласия руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о ее проведении, предоставляются кадровой службой с одновременным уведомлением об этом гражданина или муниципального служащего, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

26. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

27. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении муниципальным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению, материалы проверки представляются в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

28. Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность муниципальной службы или назначившее муниципального служащего на должность муниципальной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 24 настоящей Методики, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность муниципальной службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

в) применить к муниципальному служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

29. Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приобщаются к личному делу муниципального служащего.

30. Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Методическиерекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Росс

Методическиерекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать. Скачать (формат - .doc)